Прийти
к врачу и не лечиться – казалось бы, это совсем уж нелогично. Но еще
в незапамятные времена исторического материализма, когда один
из авторов этой статьи учился мединституте, ему на кафедре социальной
гигиены открыли великую «тайну», касающуюся непрогнозируемых
результатов лечения – если лекарства не помогают, проверь, принимал ли
их пациент.
Непрогнозируемые результаты – это когда,
по идее, лечение назначено правильно и должно было помочь пациенту,
но почему-то не помогло. Почему? А потому, что очень часто пациенты сами не хотят лечиться.
Ситуация на приеме. Приходит возмущенный человек и заявляет: «Доктор, ваше лечение мне не помогает».
— Вы это лекарство принимали?
— Да, я принял всю упаковку.
—
Постойте, я назначал вам на десять дней, а в упаковке только на пять.
Вы в руках держите назначение, где черным по белому написано:
«принимать 10 дней по 2 таблетки утром и вечером».
В ответ тишина.
— А вот это принимали?
— Да, только в аптеке мне сказали, что есть аналог в три раза дешевле, и я пил его.
Попутно же
выясняется, что уколов сделано два, а не десять, потому что больно,
а на физпроцедуры ездить далеко и неудобно, соответственно, их тоже
не было. На вопрос, что он вообще делал, пациент гордо отвечает, что
из назначенного он применял мазь и принимал одно наименование таблеток
из трех, а также по совету соседки пил отвар неизвестных трав
и найденные у родни гомеопатические пилюли. В неудаче же, разумеется, виновато неправильное назначенное лечение.
Думаете, утрируем? Увы, все это из жизни.
Еще
в далеком 1984 году итальянские психологи Ди Никкола и Ди Маттео
провели масштабные изыскания на тему того, как выполняются предписания
врачей. Полученная ими статистика вызвала изумление: оказывается, более
чем в половине случаев пациенты, даже когда им совсем плохо,
не принимают все или часть прописанных лекарств, не приходят
на процедуры и не соблюдают другие рекомендации.
Сейчас,
по оценкам практиков, процент людей, не исполняющих предписаний лечащих
врачей, еще выше. Причем способов, которыми можно свести эффект
от посещения доктора к нулю, становится только больше. Если раньше
можно было получить рецепт и не дойти с ним до аптеки или принимать
лекарства как бог на душу положит, вдобавок нарушая режим, то сейчас
к услугам несознательных больных и аптечные консультанты, советующие
«почти то же самое, но подешевле», и Интернет с его тысячей способов
«сделать еще лучше, чем доктор прописал».
Что заставляет
пациентов так себя вести? С одной стороны, виноваты наши собственные
недостатки: лень, медицинская дремучесть, вера в медицинские мифы
и безответственность, а с другой – отсутствие контакта с врачом
и недоверие к медицине.
Проблемы взаимоотношений врача и пациента
Чтобы
нас не обвиняли в круговой поруке медиков и огульном охаивании больных,
давайте сначала поговорим о вине врача в нежелании его пациентов
лечиться.
Люди
склонны бояться последствий лечения больше, чем болезни, не верить
в успех или отрицать серьезность заболевания, чтобы не впадать
в панику. Чтобы защититься от стресса, человек склонен к «убеганию»
от проблемы, особенно, если болезнь серьезна или неизлечима. И здесь
именно от врача зависит, хочет и может ли он найти подход к самым
разным людям.
Более того, взаимосвязь эффективности лечения
с доверием тому или иному специалисту давно не вызывает сомнений –
замечено, что назначения семейного или вызывающего уважение врача
выполняются куда аккуратнее. Недоброжелательное же отношение к больному
и пренебрежение этикой со стороны медиков сразу вызывает внутренний
протест и нежелание внимательно относиться к рекомендациям.
И преодолеть этот протест может разве что природная исполнительность
пациента или непоколебимая вера в то, что доктор прекрасно знает свое
дело, хотя и хам.
Вот только не стоит забывать и о том, что
большинство врачей в существующей системе здравоохранения люди
подневольные. Они рады бы проводить с каждым пациентом часовые
разъяснительные беседы, наводить мосты и искать индивидуальный подход.
Но свершиться этой идиллии мешает еще и система, отказывающая рядовому
врачу в условиях для нормального выполнения собственных обязанностей.
Ведь на практике (если мы говорим о поликлиническом приеме), уложить
первичный осмотр, заполнение документации и формирование доверительных
отношений в традиционно сложившийся норматив «8 минут на пациента»
нереально.
Пациент не всегда прав
Если говорить
о пациентах, то им, в первую очередь, лечиться мешает лень. Лень
организовывать время так, чтобы не забыть принять лекарство, ходить
на процедуры и сидеть в очереди. Других отвращают от лечения малейшие
трудности: неудобное расписание работы врача, отсутствие лекарства
в ближайшей аптеке и даже туго открывающийся пузырек (да, бывает
и такое). Осознание того факта, что раз уж заболел, то нужно приложить
усилия к выздоровлению, доступно не всем. Нередки и случаи, когда родня
отказывается лечить стариков, так как это хлопотно, а они «уже отжили
свое». Порой сами пациенты высказываются, что лучше жить с болезнью,
но без напряга.
Существует категория людей, которые из-за
безграмотности просто не понимают, как нужно вести себя во время
болезни. Читать-писать благодаря всеобщему среднему образованию они
научились, а вот правилам гигиены, логике и прочим нужным вещам – нет.
В итоге инструкции не читаются и не выполняются, даже самые безобидные
побочные эффекты служат поводом к отмене препарата (причем врачу
об этом не сообщают, подумаешь, не принимаем эти таблетки, ведь еще
3 наименования пьем исправно), а улучшение является поводом забросить
лечение.
Кроме того, нельзя забывать, что болезнь – это, как
минимум, стресс, а то и серьезные физические страдания. И не все люди
в такой ситуации способны мыслить и действовать адекватно. При
болезненном длительном, а то и пожизненном лечении практически у любого
человека возникает желание бросить все к чертовой матери. Без понимания
со стороны врача и поддержки окружения таким больным проще отказаться
от лечения, чем преодолевать трудности. Известный врач-кардиолог Максим
Осипов не зря писал, что «мужчина после 50 с сердечной недостаточностью, если за ним не ходит по пятам жена, обречен на скорую гибель», и не потому что неизлечим – просто лечиться он не станет.
Свой
вклад в нежелание нормально лечиться вносят полуграмотная журналистика
и любовь средств массовой информации к простым и неправильным месседжам
в области медицины. Они-то и породили кучу медицинских мифов и фобий,
когда пациент требует чуда излечения одной таблеткой, словом
«антибиотик» можно пугать детей, врачи в сознании пациента превращаются
во вредителей, а любое назначение требует десяти перепроверок «в очень
достоверных источниках». К последним почему-то в большинстве своем
относятся знакомые без медицинского образования, популярные статьи и Гэ Малахов, вещающий с экрана о вреде лекарств и пользе настоянного на травах керосина.
Разновидностью
медицинской безграмотности является и установка «лечимся, пока плохо».
Пациенты, как правило, готовы принимать лекарства, только пока
сохраняются неприятные симптомы. Даже в условиях стационара в среднем
через 5-7 дней без контроля со стороны персонала начинается
несоблюдения назначений. Причина тут кроется в психологии: ведь если
налицо улучшение, тяжело ограничивать себя в чем-то и испытывать
неудобства соблюдения режима.
Но самая главная причина,
из которой и проистекает все остальное – безответственность. Ведь
не вызывающего доверия специалиста можно сменить, непонятое
переспросить, замену препарата согласовывать не с продавцом
из аптечного киоска, а с лечащим врачом. Но никогда этого не сделает
тот, кто не ценит собственное здоровье.
Суровый глас статистики
Давайте
подведем итоги. По данным исследований, примерно в 50% случаев
необъяснимых неудач в нормальном лечении, пациент просто не принимал
лекарства или делал это неправильно. Еще 25% относят на долю
невыполнения других рекомендаций (диета, режим сна, гигиены, стрессы
и т.д.). 12% — генетически и экологически обусловленные причины
(например, невозможность сменить место жительства при астме). Причины
8% необъяснимых неудач в лечении связаны с медслужбой (здесь
и врачебные ошибки, и ошибки медсестер, и отсутствие санитарок
и несвоевременные приезды скорой, качество питание в стационарах
и отсутствие там горячей воды и т.д.). 5% отводится на другие, более
редкие причины.
Так что зачастую виновного в неуспехе адекватно
назначенного лечения легко найти, просто взглянув в зеркало. И увы,
даже если бы все поголовно врачи будут внимательны и дружелюбны, станут
подробно объяснять причины назначения того или иного лекарственного
средства и возможные побочные эффекты, все равно половина пациентов
не будет следовать их рекомендациям – до тех пор, пока не изменит
своего отношения к здоровью и лечению.