Готовим пасху Христос Воскрес! В любви лучах Исчезнет скорби мрачный холод, Пусть радость царствует в сердцах И тех, кто стар, и тех, кто молод! Заветом благостных Небес Звучит нам песня Воскресенья, - Христос Воскрес!
Владимир Ладыженский (1859-1932)
Праздник Светлого Христова Воскресения - Пасха - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. В первый день после субботы, рано утром, Иисус Христос воскрес из мертвых. При этом сделалось сильное землетрясение. С неба сошел ангел Господень; вид его был, как молния, а одеяние белое, как снег. Он отвалил от двери гроба камень и сел на нем. Воскресение Христово празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая). В 2009 году Пасха приходится на 19 апреля по новому стилю. Заканчивается Великий Пост, время, насыщенное молитвами, покаянием, прощением, самоисправлением, духовным и телесным подвигом, и настает Пасха, время православного торжества, торжества правой веры. Праздник начинается Христовым Воскресением, в полночь между Великой Субботой и Воскресеньем. Служится особенная торжественная служба - Светлая Пасхальная Заутреня. Служба начинается в полночь, когда духовенство и прислужники в алтаре начинают петь стихиру тихо, потом все громче и громче, а потом в это пение включается и хор. В конце Заутрени священник читает знаменитое «Слово св. Иоанна Златоустаго», которое прекрасно описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику и целуют крест, который он держит в руках, христосуются с ним, а потом и друг с другом. Заутреня продолжается примерно полтора часа. После нее некоторые уходят домой, где и разговляются со своими родственниками и друзьями. В некоторых храмах сразу после Заутрени служится Светлая Пасхальная Литургия, которая продолжается около двух часов. Во время Литургии молящиеся, которые говели, исповедовались и причащались во время Страстной Недели, могут снова причащаться без исповеди, если за истекшее время никаких больших грехов не было совершено. Молящиеся приносят куличи, сырные пасхи и пасхальные крашеные яйца для того, чтобы священник освятил их после службы. К освящению пасхальных яств в храме обычно готовят картонные коробки, украшают их разноцветными бумажными салфетками. Многие прихожане готовят подарки для детей из детских домов и малообеспеченных семей. Пасхальное богослужение кончается обычно после трех часов утра. Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинаются народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная Горка. Светлая Пасхальная Седмица Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым: Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т.д., а последний день - Светлая Суббота. Ежедневно в Храмах совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу. Конечно, в Светлую Среду и Пятницу поста нет. Пасхальный период Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!» Воскресение Христово - это самый большой праздник православных христиан. Есть целая серия праздников, связаных с Воскресением Христовым, и все они отсчитываются от него. Например, Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим (суббота и воскресенье до Пасхи), Вознесение (в четверг, 40 дней после Пасхи), Святая Троица (Сошествие Святого Духа на Апостолов, в воскресенье, 50 дней после Пасхи), Всех Святых (в воскресенье, неделя после Святой Троицы) и Всех Святых в Земле Российской просиявших (в воскресенье, неделя после Всех Святых). Пасхальные обычаи Как и всякий другой праздник, Пасха имеет свои устоявшиеся обычаи. Празднуется она семь дней. В первый день Пасхи хозяйки остаются дома, а мужчины ходят по домам и поздравляют своих близких и знакомых. Столы всюду накрыты весь день. На столах уже все скоромное (не постное). Убранство столов праздничное, да и еда соответствует случаю: на закуску селедка, потом суп, курица, жаркое, ветчина, картошка, салаты. Из напитков водка, вино, компоты, морсы, кисели. На сладкое обязательно сырная пасха, куличи, торты, компот, чай и кофе. К пасхальному столу, как правило, собирается много родных и друзей. Хорошие хозяева готовят каждому пасхальный подарок: красивое пасхальное яичко и маленький куличик. Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий Четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной Пятницы, дня траура и молитвы. С приходом нового гостя обычно садятся за стол на полчаса, потом прощаются и гость идет к другим знакомым. В этот день обязательно нужно посетить всех родственников, потом хороших знакомых, в особенности старших и пожилых. Но подарки в Пасху не приносят. Раньше на второй день Пасхи жены навещали родных и знакомых, а мужья сидели дома. Сейчас, конечно, некоторые обычаи утратили свою актуальность, и люди просто ходят друг к другу в гости и встречают праздник вместе. Но обычай уделять особое внимание пожилым и одиноким людям сохранился до сих пор. В советское время, где-то в 70-е годы, во времена «всеобщего атеизма», в ряде городов России возник обычай посещать на Пасху могилы родственников. Для доставки людей на удалённые кладбища муниципальные власти даже предоставляли общественный транспорт, хотя по традиции в Православной Церкви в связи с радостным днём Пасхи прекращается поминовение усопших на всю Светлую седмицу. На десятый день после Пасхи отмечается Вселенский (общецерковный) родительский день — Радоница. С последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху, как основной праздник, пасхальные открытые письма с красочными рисунками, основная тематика которых была следующая: пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди, русские пейзажи, весеннее половодье, цветы. Но после запрета празднования Пасхи в СССР в 1930-х годах, начиная с конца 1941 года, пасхальные открытки издавались, но продавались в храмах, а на государственных хлебозаводах пекли к Пасхе куличи. Пасхальные символы Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста — времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (пасхальные куличи, яйца и зайцы). Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года. В дореволюционное время в России, а на Западе и по сей день, на площади перед Храмом разжигался большой костёр, который символизирует Свет и Обновление. Яйцо – это главный символ Пасхи, который означает для христиан новую жизнь и возрождение. Именно поэтому оно является обязательным элементом многих пасхальных обычаев и игр. Но обычай дарить друг другу крашеные яйца придуман не христианами. Так поступали еще древние египтяне и персы, которые обменивались яйцами, празднуя приход весны. Яйца означали тогда пожелание плодородия. В средневековой Европе существовала традиция в Пасху одаривать яйцами слуг. Кроме того, их презентовали друг другу влюбленные в знак романтической симпатии. В русской культуре пасхальное крашеное яйцо означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной, его клали в правую руку умершим на Пасху людям, крашеные яйца берегли в течение года, чтобы использовать как защиту дома от пожара, посевов от града. На Пасху освящается артос — квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху, могли ощутить единство через вкушение общего хлеба. Сейчас артос раздают верующим для хранения дома в течение года, в экстренных случаях используется как антидор (от греческого «вместопричастие»), его принято вкушать натощак. Символ единства перешёл к куличам и пасхам. На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ» и агнцем. Символом Пасхи является агнец, в форме которого в России обычно пекут пирог. А в некоторых странах на Пасху обязательно закалывают ягненка и готовят из него шашлыки.
|